На главную
Контакты
Карта сайта
Аналитика
Новости

Обзор законопроектов по ТВ-отрасли

12.08.2014

В настоящий обзор включены шесть нормативно-правовых актов, опубликованных на Официальном интернет-портале  правовой информации Российской Федерации  в июле 2014 года (нумерация разделов приведена по дате публикации соответствующих нормативно-правовых актов).

1. Указ Президента РФ от 21.07.2014 г. № 523.

Нормативно-правовой акт был опубликован и вступил в силу с 21 июля 2014 года. Он изменяет положения Указа Президента РФ от 24.06.2009 г. № 715 об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах. Суть изменений сводится к изменению сроков возмещения вещателям затрат на оплату услуг связи, оказываемых вещателям РТРС в населенных пунктах, с численностью населения менее 100 тысяч человек: в отношении аналоговой трансляции теперь возмещение будет предоставляться в период с 2011 года по 2018 года, а в отношении цифровой эфирной трансляции — начиная с 2019 года. Фактически, это означает перенос срока перехода с аналоговой эфирной трансляции на цифровую эфирную трансляцию с 2016 года (как это было ранее) на 2019 год.

2, 3 и 4. Три взаимосвязанных федеральных закона, вносящих изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». Речь идет о Федеральном законе от 21.07.2014 N 235-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О рекламе», Федеральном законе от 21.07.2014 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральном законе от 21.07.2014 N 270-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О рекламе».

В июле 2014 года проекты этих федеральных законов (они иногда именовались «закон о запрете рекламы на телеканалах», «закон о рекламе пива» и «закон о рынке телерекламы») широко обсуждались в телевизионной отрасли. Поскольку информации по этому поводу значительное количество, хотелось бы акцентировать внимание на ряде представляющих интерес моментов:

1) поскольку Федеральный закон «о рекламе пива» вступил в силу с 22.07.2014 г. (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 235-ФЗ), а закон «о запрете рекламы» на неэфирных телеканалах вступит в силу только с 01.01.2015 г. (ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 270-ФЗ), у неэфирных телеканалов, возникла возможность заработать на рекламе пива и напитков, изготовленных на его основе за те пять месяцев, которые остались до наступления 2015 года.

2) Роскомнадзор проявил неподдельный интерес к т.н. закону «о запрете рекламы» на неэфирных телеканалах. Несмотря на то, что данный орган гос. власти не контролирует исполнение законодательства в сфере рекламы, за неделю до подписания Президентом РФ тогда еще проекта Федерального закона от 21.07.2014 N 270-ФЗ, а именно, 15 июля 2014 г., Роскомнадзор опубликовал на своем сайте заметкупод названием «О зоне действия изменений в федеральный закон «О рекламе». Сложно сказать, как с юридической точки зрения следует рассматривать данный текст. Правильнее было бы говорить об авторской позиции некоего частного лица по поводу законопроекта. Смущает только тот факт, что автор заметки не указан, а сама она размещена на официальном сайте органа государственной власти.

Вторым свидетельством повышенного внимания Роскомнадзора к данному закону стало Решение ГКРЧот 22.07.2014 г., в рамках которого фактически было объявлено о запрете на выделение эфирных частот телеканалам, не имеющим по состоянию на дату вступления Решения в силу лицензии на осуществление эфирного вещания, и на которые, предположительно, распространяется действие Федерального закона от 21.07.2014 N 270-ФЗ.

Представляется, что таким образом, до сведения всех заинтересованных лиц была доведена информация о том, что поиск способов обойти требования закона «о запрете рекламы на телеканалах» не имеет смысла.

5. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 242-ФЗ

Указанный выше Федеральный закон, опубликованный 22 июля 2014 года, принят в целях уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях и вступит в силу 1 сентября 2016 года. Проект закона также широко обсуждался среди операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа в сеть Интернет. Речь в нем идет о нескольких основных моментах:

— Декларируется создание реестра нарушителей прав субъектов персональных данных, в который будут включаться сетевые адреса сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства РФ в области персональных данных. Включение сайта в реестр будет осуществляться на основании решения суда.

— Устанавливается, что базы данных, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации должны находиться на территории Российской Федерации. При этом, как отмечают некоторые специалисты, сложно оценить исполнимость данного требования, учитывая, что, скажем, в социальных сетях в принципе невозможно однозначно идентифицировать пользователя, во-первых, как гражданина того или иного государства, и во-вторых, установить соответствует ли пользовательская запись в социальной сети живому человеку или является вымышленной. Это связано с тем, что для регистрации в социальной сети, как правило, не требуются паспортные данные и даже указание номера мобильного телефона хотя и рекомендуется, не всегда является обязательным.

Очевидно, что реализация отдельных положений закона будет осуществляться путем принятия подзаконных нормативно-правовых актов. Именно необходимостью их проработки, вероятно, обусловлен тот факт, что закон вступит в силу лишь с 1 сентября 2016 года.

6. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 274-ФЗ.

22 июля 2014 года был опубликован вступивший в силу со 2.08.2014 г. Федеральный закон о внесении изменений в статью 280.1 УК РФ. Напомню, что указанная статья была введена в УК РФ с 09.05.2014 г., устанавливала уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России и первоначально относилась к преступлениям небольшой степени тяжести (максимальный срок лишения свободы за данное преступление составлял не более 3 лет). Рассматриваемый закон перевел данное неправомерное деяние в категорию преступлений средней степени тяжести, а также установил, что в случае если подобные призывы будут осуществляться с использованием средств массовой информации или сети интернет, виновному лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет. Таким образом, законодатель подчеркнул, что рассматривает указанные в диспозиции статьи действия как имеющие высокую степень общественной опасности. Принимая во внимание тот факт, что сама формулировка диспозиции позволяет толковать ее достаточно широко, представляется, что при размещении информации в сети интернет, в том числе в рамках аналитических статей, посвященных актуальным социально-политическим событиям, следует с крайней осторожностью относиться к любой информации, которая может быть истолкована как подпадающая под описание ст. 280.1 УК РФ.

Автор: Старший юрист ООО "Дельта Телевижн" (телеканал Travel+Adventure) Алексей Малышев

Источник: Кабельщик

14.01.2019
14.01.2019
все новости >>>

Аналитика
10.01.2019
24.12.2018
вся аналитика >>>